Отчет о результатах самообследования 2022
- Подробности
- Опубликовано 28.03.2023 11:30
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнеграчинская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Верхнеграчинская ООШ)
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДАЮ
|
Отчет о результатах самообследования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
МБОУ Верхнеграчинской ООШ за 2022 год
Общие сведения об образовательной организации
Наименование образовательной организации |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнеграчинская основная общеобразовательная школа (МБОУ Верхнеграчинская ООШ) |
Руководитель |
Романова Елена Александровна |
Адрес организации |
347865, Ростовская область, Каменский район,х.Верхние Грачики, ул. Молодежная, д. 21 |
Телефон, факс |
8(863)-65-97-6-09 |
Адрес электронной почты |
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Учредитель |
Муниципальное образование «Каменский район» |
Дата создания |
Сентябрь 1979 года |
Лицензия |
61 № 001407 регистрационный номер 2365 от 04.05.2012 г. |
Свидетельство о государственной аккредитации |
Серия ОП № 025878 регистрационный номер 1916 от 13.06.2012 г. |
МБОУ Верхнеграчинская ООШ (далее — Школа) расположена в отдаленном хуторе. Большинство семей обучающихся проживают в частных домах типовой застройки: 52 % — рядом со Школой, 48% — в близлежащих хуторах.
Основным видом деятельности школы является реализация общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования.
Аналитическая часть
I. Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, основными образовательными программами, локальными нормативными актами Школы.
С 01.09.2022 организовали обучение 1-х, 5-х и 10-х классов по ООП, разработанным по обновленным ФГОС НОО, ООО. Мониторинг показал, что обучающиеся не почувствовали переход. Анализ текущих достижений показал результаты, сопоставимые с результатами прошлого и позапрошлого годов. Учителя отмечают, что им стало проще оформлять тематическое планирование в рабочих программах по учебным предметам, так как планируемы результаты по ФГОС стали конкретнее и с ними удобнее работать.
С 01.01.2021 года Школа функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В связи с новыми санитарными требованиями Школа усилила контроль за уроками физкультуры. Учителя физкультуры организуют процесс физического воспитания и мероприятия по физкультуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья. Кроме того, учителя и заместитель директора проверяют, чтобы состояние спортзала и снарядов соответствовало санитарным требованиям, было исправным — по графику, утвержденному на учебный год.
Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации технологий сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с обучающимися физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения.
С 01.09.2022 ввели должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее – советник по воспитанию). Ее занял педагог, имеющий опыт работы с детскими объединениями и общий стаж педагогической работы 8 лет.
Советник по воспитанию:
участвует в разработке и реализации рабочей программы и календарного плана воспитательной работы в школе;
организует участие педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) в проектировании рабочих программ воспитания;
обеспечивает вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания;
анализирует результаты реализации рабочих программ воспитания;
участвует в организации отдыха и занятости обучающихся в каникулярный период;
организует педагогическое стимулирование обучающихся к самореализации и социально-педагогической поддержке;
участвует в работе педагогических, методических советов, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и иных мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы;координирует деятельность различных детских общественных объединений.
Введение должности советника по воспитанию позволило систематизировать работу классных руководителей и снять излишнюю нагрузку с заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
В августе 2022 года Школа провела детальный анализ документооборота и определила, как перераспределить документацию, чтобы выполнить ограничения законодательства в сфере документарной нагрузки педагогов. Это привело поначалу к небольшой путанице и незначительным срывам сроков исполнения поручений. Однако по истечению 1,5 месяцев педагоги отметили, что смогли больше времени уделять непосредственно учебному процессу и не отвлекаться на оформление документов. Опросы родителей показали, что удовлетворенность качеством обучения по обязательным предметам и курсам внеурочной деятельности повысилась на 10% и 16% соответственно.
Воспитательная работа
С 01.09.2021 Школа реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые являются частью основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. В рамках воспитательной работы Школа:
1) реализует воспитательные возможности педагогов, поддерживает традиции коллективного планирования, организации, проведения и анализа воспитательных мероприятий;
2) реализует потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживает активное участие классных сообществ в жизни Школы;
3) вовлекает школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использует в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживает использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) поддерживает ученическое самоуправление — как на уровне Школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживает деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций — например, школьного спортивного клуба;
7) организует для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализует их воспитательный потенциал;
8) организует профориентационную работу со школьниками;
9) развивает предметно-эстетическую среду Школы и реализует ее воспитательные возможности;
10) организует работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
За 14 месяцев реализации программы воспитания родители и ученики выражают удовлетворенность воспитательным процессом в Школе, что отразилось на результатах анкетирования, проведенного 20.12.2022. Вместе с тем, родители высказали пожелания по введению мероприятий в календарный план воспитательной работы Школы, например, проводить осенние и зимние спортивные мероприятия в рамках подготовки к физкультурному комплексу ГТО. Предложения родителей будут рассмотрены и при наличии возможностей Школы включены в календарный план воспитательной работы Школы на 2023/24 учебный год.
В мае 2022 года Школа организовала проведение обучающих онлайн-семинаров для учителей совместно со специалистами ЦПМСС и специалистами центра «Катарсис» по вопросам здорового образа жизни, диагностики неадекватного состояния учащихся. Школа проводила систематическую работа с родителями по разъяснению уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, незаконным потреблением наркотиков и других ПАВ, не выполнением родителями своих обязанностей по воспитанию детей.
В соответствии с планами воспитательной работы для учеников и родителей были организованы:
участие в конкурсе социальных плакатов «Я против ПАВ»;
участие в областном конкурсе антинаркотической социальной рекламы;
классные часы и беседы на антинаркотические темы с использованием ИКТ-технологий;
книжная выставка «Я выбираю жизнь» в школьной библиотеке;
онлайн-лекции с участием сотрудников МВД.
II. Оценка системы управления организацией
Управление Школой осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Органы управления, действующие в Школе
Наименование органа |
Функции |
Директор |
Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой |
Управляющий совет |
Рассматривает вопросы: развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материально-технического обеспечения |
Педагогический совет |
Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышения квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений |
Общее собрание работников |
Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы |
Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано методическое объединение классных руководителей.
В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в Школе действуют Совет обучающихся и Совет школы.
В 2022 Школа обновила платформу для электронного документооборота, что позволило расширить ее функционал и связать с порталом Госуслуги. Теперь с кандидатами, которые имеют электронные подписи, можно заключать трудовые договоры в электронном виде. Это упрощает кадровый контроль и формирование отчетности. На 30.12.2022 40% работников Школы имеют УКЭП. Планируется, что в 2023 году это количество увеличится.
III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
Статистика показателей за 2019–2022 годы
№ п/п |
Параметры статистики |
2019–2020
|
2020–2021
|
2021–2022
|
На конец 2022 года |
1 |
Количество детей, обучавшихся на конец учебного года, в том числе: |
45 |
46 |
44 |
43 |
— начальная школа |
16 |
18 |
16 |
17 |
|
— основная школа |
29 |
28 |
28 |
26 |
|
2 |
Количество учеников, оставленных на повторное обучение: |
||||
— начальная школа |
— |
— |
— |
2 |
|
— основная школа |
— |
1 |
_ |
_ |
|
3 |
Не получили аттестата: |
||||
— об основном общем образовании |
— |
— |
— |
— |
|
4 |
Окончили школу с аттестатом с
|
||||
— в основной школе |
_ |
_ |
_ |
— |
Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется, количество обучающихся Школы практически не меняется.
Обучающихся с ОВЗ в 2022 году в школе было 3.
Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний
Результаты освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году
Классы |
Всего
|
Из них успевают |
Окончили год |
Окончили год |
Не успевают |
Переведены
|
|||||||
Всего |
Из них н/а |
||||||||||||
Кол-во |
% |
С
|
% |
С отметками «5» |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
2 |
2 |
2 |
100 |
1 |
50 |
_ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4 |
4 |
100 |
3 |
75 |
_ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
4 |
4 |
100 |
1 |
25 |
_ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
10 |
10 |
100 |
5 |
50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году с результатами освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос.
Результаты освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году
Классы |
Всего
|
Из них
|
Окончили
|
Окончили
|
Не успевают |
Переведены
|
|||||||
Всего |
Из них н/а |
||||||||||||
Кол-во |
% |
С
|
% |
С
|
% |
Кол-
|
% |
Кол-
|
% |
Кол-во |
% |
||
5 |
4 |
4 |
100 |
1 |
25 |
1 |
25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
5 |
5 |
100 |
2 |
40 |
_ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
4 |
4 |
100 |
0 |
0 |
_ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
7 |
7 |
100 |
0 |
0 |
_ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
6 |
6 |
100 |
2 |
33 |
_ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
26 |
26 |
100 |
5 |
20 |
_ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году с результатами освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», снизился.
В 2022 году ВПР проводили в два этапа: в марте – в 4-7 классах по математике, в сентябре и октябре – в 5-9-х классах по остальным предметам.
В связи с переносом большей части ВПР на осень, результаты не использовались в качестве промежуточной аттестации. Однако их анализ позволяет прийти к выводу, что в 2022 году школьники 5-9-х классов показали результаты выше, чем учащиеся 5-9-х классов в 2021 году.
IV. Оценка организации учебного процесса
Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы.
Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-9 -х классов.
С 01.05.2022 Школа организовала изучение государственных символов России. В рабочие программы воспитания НОО, ООО и СОО включили ключевое общешкольное дело – церемонию поднятия Государственного флага России и исполнения Государственного гимна России в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России, изложенными в письме от 15.04.2022 № СК-295/06 и Стандартом от 06.06.2022.
Скорректировали ООП НОО в части рабочих программ по предметам «Окружающий мир» и «ОРКСЭ» – добавили темы по изучению государственных символов.
Скорректировали ООП ООО в части рабочих программ по предметам «ОДНКНР» и «Обществознание» – добавили темы по изучению государственных символов и возможность разработки проектов учащимися по темам, позволяющим углубить знания о госсимволике, истории ее развития.
Скорректировали ООП СОО в части рабочей программы по предмету «История» – расширили тему, связанную с изучением государственных символов, и добавили темы индивидуальных проектов, позволяющих углубить знания о госсимволике.
С сентября стали реализовывать курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в соответствии с письмом Минпросвещения от 15.08.2022 № 03-1190.
V. Оценка востребованности выпускников
В 2022 году все выпускники 9-го класса продолжили обучение в профессиональных учреждениях региона.
VI. Оценка качества кадрового обеспечения
На период самообследования в Школе работают 11 педагогов. Из них 2 человека имеют среднее специальное образование и обучаются в вузе. В 2022 году аттестацию прошли 4 человека — на высшую квалификационную категорию 3 человека, на первую- один.
В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии потребностями Школы и требованиями действующего законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:
на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях;
повышения уровня квалификации персонала.
Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее:
образовательная деятельность в Школе обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом;
в Школе создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется подготовка новых кадров из числа собственных выпускников;
кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов.
В связи с модернизацией в 2022 году электронного документооборота работники, чьи трудовые функции связаны с оформлением документов, прошли обучающие курсы по пользованию информационной платформой «1С: Предприятие» от разработчиков.
.
VII. Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения
Общая характеристика:
объем библиотечного фонда — 2451 единица;
книгообеспеченность — 100 процентов;
обращаемость — 680 единиц в год;
объем учебного фонда — 956 единиц.
Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов.
Состав фонда и его использование
№ |
Вид литературы |
Количество единиц в фонде |
Сколько экземпляров
|
1 |
Учебная |
956 |
680 |
2 |
Педагогическая |
268 |
76 |
3 |
Художественная |
1200 |
123 |
4 |
Справочная |
27 |
9 |
Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858.
Средний уровень посещаемости библиотеки — 3 человека в день.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Однако требуется дополнительное финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы.
VIII. Оценка материально-технической базы
Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 10 учебных кабинета, 2 из них оснащены современной мультимедийной техникой, в том числе:
лаборатория по физике;
лаборатория по химии;
На втором этаже здания оборудован актовый зал. На первом этаже оборудованы столовая, пищеблок и спортивный зал.
По итогам предыдущего самообследования провели закупку недостающего оборудования в соответствии с Перечнем средств обучения и воспитания, утвержденным приказом Минпросвещения от 23.08.2021 № 590. Установили:
в рекреациях: стол модульный регулируемый по высоте,
в спортзале: скакалки, мяч набивной, снаряды для функционального тренинга
заменили 15 стульев для учителей
отремонтировали напольное покрытие в учительской
.
IX. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования
В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования от 31.05.2019. По итогам оценки качества образования в 2022 году выявлено, что уровень метапредметных результатов соответствуют среднему уровню, сформированность личностных результатов высокая.
По результатам анкетирования 2022 года выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены общим качеством образования в Школе, — 63 процента, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом, — 68 процентов.
Результаты анализа показателей деятельности организации
Данные приведены по состоянию на 30 декабря 2022 года.
Показатели |
Единица измерения |
Количество |
Образовательная деятельность |
||
Общая численность учащихся |
человек |
41 |
Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования |
человек |
14 |
Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования |
человек |
27 |
Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся |
человек (процент) |
8 (20%) |
Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому языку |
балл |
3,5 |
Средний балл ГИА выпускников 9 класса по математике |
балл |
3,5 |
Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9 класса |
человек (процент) |
0 (0%) |
Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9 класса |
человек (процент) |
0 (0%) |
Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9 класса |
человек (процент) |
0 (0%) |
Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9 класса |
человек (процент) |
0 (0%) |
Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся |
человек (процент) |
8(20%) |
Общая численность педработников, в том числе количество педработников: |
человек |
|
— с высшим образованием |
9 |
|
— высшим педагогическим образованием |
8 |
|
— средним профессиональным образованием |
2 |
|
— средним профессиональным педагогическим образованием |
2 |
|
Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: |
человек (процент) |
|
— с высшей |
3 (29%) |
|
— первой |
6(58%) |
|
Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников с педагогическим стажем: |
человек (процент) |
|
— до 5 лет |
2 (20%) |
|
— больше 30 лет |
5 (45%) |
|
Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: |
человек (процент) |
|
— до 30 лет |
2 (20%) |
|
— от 55 лет |
4 ( 30%) |
|
Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников |
человек (процент) |
4 (30%) |
Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников |
человек (процент) |
11(100%) |
Инфраструктура |
||
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося |
единиц |
0,175 |
Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося |
единиц |
20 |
Наличие в Школе системы электронного документооборота |
да/нет |
да |
— системы контроля распечатки материалов |
да |
|
Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся |
человек (процент) |
41 (100%) |
Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося |
кв. м |
23,13 |
Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся.